Дракула в портретах 15-18 веков.

[…] взгляд нахмурившийся и жуткий, нос большой с изгибом,
раздувающиеся ноздри, лицо узкое и красноватое […]
( Niccolo Modrussa, De bellis Gothorum, примерно 1473)


О настоящем харрактере воеводы да еще с таким-то прозвищем только и остается что спекулировать...

Взамен мы можем предположить его внешность через отчетность современников, прямых свидетелей и некоторое число портретов: один рисунок, одна ксилогравюра – часто копируемая, три миниатюры и две картины.

Портреты несут в себе не только документальную информацию, они в большей или меньшей степени реальные и иллюстрируют образ одного из европейских тиранов в трансильванском видении. Большинство портретов Дракулы выполнены в стилистике обычной для княжеских особ и если всмотреться в серьезность экспрессии, особенность воспроизведения лица, то совсем не возникает негативного восприятия которое данный персонаж вызывал в свою эпоху. С другой стороны, использование имени « Дракула», появляющееся и на портретах, не имеет смысла оценочного суждения; с другой стороны имя « демонизировано», так как « Dracul» прозвище отца трансформировалось в фамилию и является синонимом в румынском языке слов « дьявол» и « дракон». Это имя возможно появилось как ассоциация с эмблемой дракона которую использовал отец Влад Дракул как член ордена Дракона. Этот тезис был впервые сформулирован в 1804 году Johann Christian Engel, и сегодня это распространенное убеждение. И тем не менее, во времена христианской культуры в Трансильвании дракон символизировал зло, которое надо повергнуть, поэтому мало вероятно что отец Дракулы мог принять такое имя.

Другое возможное предположение базируется на преобразовании согласного «с» и трансформация его в «g», как в случае словянско - румынского имени « Dragul», присутствие которого на территории нынешней Румынии более раннее, чем создание Ордена Дракона. «Drag» как в слявянском так и в румынском языках обозначает кого-то или что-то любимое, ценное или благородное ( в сербском «dragulj» - ценный камень или драгоценность). Тогда, Vlad Dragul (отец), должно было означать « Влад любимый/ драгоценный/ благородный». Подобная интерпретация была документально зарегистрирована в одном из венгерских источников 1549, в котором имя « храбрый воевода Dragul» является производным от «Drago», предполагая и латиниский перевод на «carolus» - король. Еще одним поводом к размышлению могут служить мемуары папы Пия Второго (Enea Silvio Piccolomini), где упоминается о семье «draguli». Но самым сильным аргументом возможно являются две господарские грамоты последнего года правления Влада Третьего ( 1476) с его подписями «Wladislaus Dragwlya» и «Ladislaus Dragculia». Существует несколько аргументов и за то, что отца звали Dragul ассоциируя со словом «dragon» - дракон и «drac» - черт из-за трансформации звонкого «g» в глухую «c», а изображение дракона на эмблеме Ордена появляется позже (Societas Draconis).

Социальная оценка, репутация Дракулы была сильно изменена после пленения Матьяшем Корвином, поэтому говорить о возможной позитивной интерпретации имени даже при сохранении согласного звука - нельзя. Так, византийский летописец Dukas в 1462 говорит о воеводе, что был он злой и коварный как и имя его «dragulios». Вариант «демонизации» берет свое начало от текстов немецких авторов: в хронике der Stadt Konstanz, написана до 1472, автор называет «Dracol» как «сын Дьявола», сравнивая по злодеяниям его с Иродом, Нероном и другими тиранами. На портретах воевода представлен суровым правителем, но не жаждущим крови, возможно во времена Дракулы правитель, его правление изображались нематериализованными. Примером может послужить случай ксилогравюр, где на титульных листах немецких изданий о Дракуле был взят оригинальный портрет господаря. А вот печатные издания типа памфлет, называемые иногда «трактаты» содержат уже анекдоты со сценами ужасающих событий. К сожалению, как оригинальные портреты, так и оригиналы текстов трататов были утеряны. Предположительно это произошло за четверть века до появления дошедших до нас изданий. Уже в 1463-1465 один из интереснейших мейстерзингеров 15 в, странствующий поэт Михаэль Бехайм на основе рассказа францисканского монаха бежавшего из Румынской Земли, представляет императорскому двору Винер Нойштадт вариант повести Дракула – воевода ( о злодее, который звался Дракулой...). Но настоящий бестселлер в виде памфлетов, переиздававшийся бесчисленное множество раз до середины 16 века, с заголовком Дракула появляется в 1488. На 4-6 листах описаны зверства воеводы, а на заглавной странице во всех изданиях присутствует его портрет.

Первая из сохранившихся эдиций, 1488 – Нюрнберг – издательство Marx Ayrer, где Дракула изображен надменным правителем ... и только по вертикальным морщинам на лбу можно предположить о его беспощадной жестокости.

издательство Marx Ayrer - Дракула

Эта же деревянная «доска», спустя 2 года, используется типографщиком Peter Wagner –ом из Нюрнберга для своей эдиции Dracole. Но часть вертикальной линии и правый край были утеряны, поэтому изображение воеводы с ксилогравюры Wagner –а на обороте титульного листа усечено.

изображение воеводы с ксилогравюры Wagner

Точная копия этой неполной ксилогравюры была напечатана в Любеке до 1493, а 1491 в Бамберге появляется издание, в котором фигурирует плохого качества копия версии Ayrer –а или Wagner-а.

Совсем другой фактуры ксилогравюра с лейпцигского издания 1493.

ксилогравюра с лейпцигского издания 1493

Голова господаря Влада уже не украшена густыми завитыми волосами, на подбородке волосатая бородавка, на голове шапка охотника. Создается впечатление, что типографщик скопировал голову с какого-то персонажа носом и усами похожего на Дракулу; и все же подбородок с ямочкой идентичен ксилогравюре издания Бамберга, как впрочем и сургуч с жемчугами на охотничьей шляпе. Отсюда следует, что «великий тиран» просто уродуется и карикатурируется.

В 1494 в Аугсбурге появляется издание, где на титульном листе в стиле ксилографии размещено изображение казни.

Следующие две эдиции: Нюрнберг 1499

Дракула

И Страссбург 1500

Дракула палач

представляют Дракулу без какой-либо схожести с портретом, в виде трапезничающего палача среди своих посаженных на колья жертв и разрубленных на части трупов.

В 1502 в Гамбурге появляется издательство о Dracole от которого сохранился один единственный эксземпляр, но к сожалению титульный лист отсутствует...

В 1520 еще одно нюрнбергское издательство использует другой прототип гравюрного портрета: большая голова персонажа лищь смутно напоминает первые портреты с ксилогравюр. Эту копию можно найти в эдиции отпечатанной в 1521 опять же в Нюрнберге.

прототип гравюрного портрета Дракулы

Еще один очень небрежный вариант появляется в 1542 в Аугсбурге. Предположительно в том же Аугсбурге увидело свет последнее издание этой серии ( между 1559 и 1568): здесь воевода представлен странно – в турецком обличье.

воевода Дракула

Интерес к Дракуле воеводе начинает угасать... жажда ужасающих и сенсационных анекдотов удовлетворяется историями о жутких зверствах в битвах с турками, религиозными конфронтациями в связи с Реформой, а также историями о ведьмах и людоедах. С этого периода, Дракула становится не более чем одним из многочисленных жестоких тиранов популярных в исторической литературе. Примером такой литературы может служить Космография Sebastiana Munster 1550.

Так же 15 веком датирутся портрет пером, выполненный в 1470-1480 в центральной части Рейна или в Эльзасе. Сегодня хранится в музее искусства в Базеле.

портрет пером - Дракула

Скорее всего здесь Дракула представлен в роли претендента на престол – на голове венок из плетеных ветвей. Идентификация базируется на волосах ниспадающих густыми буклями до плеч, орлиный нос с раздутыми ноздрями, мощная челюсть, узкий подбородок выдающийся вперед, акцентированные брови и вертикальные морщины на лбу. Специалисты – физиогномики утверждают, что подбородок отражает волю, решительность и твердость харрактера. В случае подбородка Дракулы можно сказать – его обладатель проницателен, саркостичен, полагается больше на хитрость, нежели на силу. Такие люди способны добиться многого, но упускают главное, поэтому они редко бывают богатыми и недолго удерживаются на вершине власти. А раздутые ноздри говорят нам о аналитическом уме господаря Влада. Выдающийся вперед подбородок мы видим и на гравюре Marx Ayrer.

Рисунок из музея Базеля возможно повторил утерянный портрет обручения, написанный к планируемой свадьбе с близкой родственницей венгерского короля Матьяша Корвина. Эта свадьба произошла в середине февраля 1462, сразу после разгрома Дракулой одного из турецких гарнизонов. Уставший и престарелый лик слегка напоминает карикатуру, а манера которую использовал рисовальщик схожа с написанием лиц некоторых апостолов. Та же артистическая свобода наблюдается в сравнительно редкой форме усов. Анонимный автор, скопировавший в свой блокнот портрет в свободной и непрнужденной манере рисования, похоже был менее всего заинтересован воеводой как историческим персонажем, а больше экспрессией сурового лица.

Мы находим Дракулу и в образе Пилата Понтия – рисунок по дереву « Христос перед лицом Пилата», венский аноним, 1462-1465.

Дракула и в образе Пилата Понтия

Как лик, так и бонет совпадают с более поздними портретами Дракулы, в том числе и с изображением из Базеля.

Еще одним примером « Распятие Исуса Христа» может быть панно алтаря 1475 ( сегодня в галлерее Бельведер, Вена), принадлежит венскому автору из Шоттена.


Один из солдат – капитан? Одетый в красное, цвет господ, очень схож с ксилогравюрой времен валашского воеводы ( Marx Ayrer, Нюрнберг 1488). Сходство не только буклей и усов, но и вертикальные морщины на лбу, ямочка на подбородке. Отсутствие украшений на бонете предполагает вопрос: знал ли художник чей портрет рисовал?

Еще один возможный криптопортрет Дракулы появляется в « Распятии св. Андрея», работа по дереву 1470-1480, монастырь Лилиенфельд, Австрия ( сегодня в галерее Бельведер)

криптопортрет Дракулы

Здесь, губернатор Эгеат из Патры, известный своей жестокостью, представлен длинными волосами и усами, богато украшенной бонетой ( расположен в крайнем левом углу). Светлые волосы Эгеата наводят на мысль, что анонимный австрийский художник выбрал в тетради с моделями портретов наиболее правдивый для деспотичного восточного правителя, не зная при этом о ком конкретно идет речь.

Еще одну типологическую связь можно просмотреть в алтаре, работа венского мастера из Шлоттенкирхе, « святой мученик Себастьян» из Prostera Mare ( обл. Сибиу, Румыния) – сегодня находится в музее Брукенталь, Сибиу.

Начиная с 1463 Дракула становится прототипом кровожадного тирана, видимо на эту роль именно его считали наиболее подходящей фигурой.

На многих портретах Дракула изображен с вытянутым лицом. Еще одним примером может служить круглой формы миниатюра из генеалогического регистра Nicolaus Ochsenbach, капитана охраны замка Тюбингер в Штутгарте.


Эта миниатюра выполнена между 1596 и 1626. По краю тондо надпись: Vladislavs Dracvla, Wallachiae Weywoden.

Не нужно сбрасывать со счетов, что внешний вид Дракулы на портретах и ксилогравюрах соответствует моде его времени: длинные усы мы находим у Альберта Второго Габсбурга ( 1397 – 1439), у Яноша Хуньяди, богато уложенные букли у Ладислава Постума, Матьяша Корвина или и то и другое у молдавского воеводы Штефана Великого.

Фактом остается то, что портреты и миниатюры с изображением Дракулы сохранились лишь с 16 века. Рисунки и печатные издания времен Дракулы без сомнения являются копиями по утерянным оригиналам, представляя его суровым и надменным правителем. Все это кажется правдивым, благодаря характеристике данной эпископом Niccolo Modrussa который посещал воеводу в период плена, будучи папским послом при венгерском дворе в 1463-1464. В то время, когда плененный князь ощущал себя преданным и разочарованным, к нему относились с изумлением, как-будто это был сам дьявол. Поэтому не удивительно, что эпископ Модрусса описывает его: взгляд упрямый, нахмурившийся, грозно смотрит ( « truci vultu atguie horrendo»). К тому же Матьяш Корвин самолично занимался подготовкой гостей к встрече с Дракулой, рассказывая как тот колесовал, пытал, сжег и насадил на колья 40000 человек. Более того, это предвзятое описание спустя 10 лет было включено, в связи с редактированием на латинский язык, в манускрипт о европейских войнах.

« Их тирана [валахов ] по имени Дракула, которого они называли дьявол, я видел в плену, когда находился в качестве посла папы Пия Второго у венгерского короля. Не высокий, но мускулистый, взгляд хмурый и устрашающий, нос очень большой и кривой, ноздри раздутые, лицо узкое и красноватое. Длинные ресницы окаймляют широко открытые серо-голубые глаза, которые под черными густыми бровями казались угрожающими. Щеки и борода были выбриты до нижней губы. Длинные усы казалось придавали импозантность голове. Бычий затылок связывает шею с прямыми широкими плечами на которые ниспадают волосы интенсивно черного цвета». ( Niccolo Modrussa, De bellis Gothorum, Codex Corsinianus).

И даже если ни один из портретов Дракулы не вызывает экспрессии дикого лица представленного в 1462-1463 Модруссой, физиономические черты с портретов во многом соответствуют описанию. Нос всегда значительного размера и более или менее изогнут, как и ноздри ( « adunco naso»). И все же впечатляющие портреты содержат много вариаций. В то время, как ранние ксилогравюры представлены более широким и массивным ликом , в рисунках из Базеля или миниатюре из генеалогического регистра Штутгарта облик заостренный и узкий.

Следующие два портрета – миниатюра и живопись на холсте из коллекции эрцгерцога Фердинанда Второго из Амбраса, написанные в период 1570-1595, где показана уже другая типология: лицо узкое и нежное.



И даже если на первый взгляд эти два портрета кажутся одинаковыми, они отличаются многими деталями. Неизвестно, если портрет на холсте был выполнен с миниатюры или реализован в расширенном формате, а может все наоборот. Вполне вероятно, что оба портрета писали независимо друг от друга по неизвестному прототипу. Автор миниатюры склонен к натурализму, выбирает малый формат. В его восприятии ноздри близки своими размерами к реальности, буклям придается натуральная форма. Расстояние между глазами слишком мало, эта неловкость миниатюриста принижает силу и достоинство портретируемого. Блестящий сургуч является деталью, которая отличает эти два портрета от всех остальных. Отличием стала восьмиконечная звезда; камень посередине окруженный 8 жемчужинами трансформировался в огромный рубин с прозрачным комком перьев цапли. В случае с миниатюрой, тенденция к преувеличению, экспрессия маньеризма конца 16 века является более сдержанной. Для сравнения: жемчуг над сургучом.

Третий портрет Дракулы из коллекции Kunsthistorisches Museum находится в альбоме Hieronimus Beck von Leopoldsdorf и выполнен до 1596.


В 1975 этот портрет был идентифицирован, как « портрет одного воеводы Румынской Земли(?)». Бонет, прическа, узкое лицо – все напоминает портрет из Амбраса, в то же время удивляет слишком узкое лицо и то, что нет никакого намека на легенду, как в случае других портретов из этого альбома.

Сегодня известно большее число портретов, нежели в 1975, поэтому прослеживая эту длинную вереницу можно без всякого сомнения идентифицировать портрет из альбома - воевода Влад Дракула. Существует еще одно сильное сходство между ликом с альбома и портретом в натуральную величину из галереи предков семьи Эстерхази из Форхтенштайна.


Как знать, может этот равноправный европейским монархам род и в самом деле в родстве с Дракулой через своих предков, таких как Nicolaus Olahus родившийся в 1493 в Сибиу, эрудированный епископ Острогона, гордившийся тем, что он потомок Дракулы. Родственная связь с воеводой Румынской Земли упоминается в 1703 в генеалогии исследованной князем Палом Первым Эстерхази, который идентифицировал своих предков до средневековья и включил в историю благородных домов Паннонии ( осталась неопубликованной). Достойна внимания и надпись на портрете из Форхтенштайна, которая представляет « Dracula Waida» как князя и воеводу Валахии трансальпийской и самого опасного врага турок. Героическая надпись находится в противоречии со странными повреждениями портрета: радужная оболочка обоих глаз расцарапана на холсте. Такое тщательное уничтожение – не через удары саблей, не через торопливое царапанье – указывает на преступника не выносившего безжалостного взгляда воеводы. Точно не известно когда была вандализированна картина. Также маловероятно, что этот умышленный акт был осуществлен благодаря кровавым анекдотам о дьявольском тиране. Хотя, возможно виновник знал румынский язык и перевел имя Дракулы в инскрипции с левой стороны от головы, как «сын дьявола» и почувствовал угрозу. Портреты предков в натуральную величину часто кажется обладают зловещей аурой – тем более в век готических романов и рассказов о призраках. Возможно «слепота» Дракулы обусловленна мрачным романтизмом, где взгляд « сына дьявола» было невыносимо выдержать. Другая гипотеза связана с романом Брэма Стокера 1897, который мог привлечь внимание к картине из-за чрезмерной демонизации Дракулы.

Сегодня имя «ДРАКУЛА» становится синонимом нации вампиров – особенно после одноименного голивудского фильма 1931 года....

Ваш гид по Румынии, Ирина Чобану, март 2014

Мои контакты:
Чобану Ирина – гид по Румынии.

E-mail: [email protected]
Skype: ghid.Irina
Тел: + 40721408081

Популярные эскурсии
Экскурсионно-эзотерический тур
Эзотерический тур

«Путешествие в «места силы» и аномальные зоны
Читать далее...

Мистическое место в Шинка Веке
Мистическое место

« Храм Избранных » в Шинка Веке, место, где желания сбываются.
Читать далее...

Замок Мага в долине Прахова
Замок Мага в Прахова

О замке Мага говорят, что он один из самых населенных призраками замков Румынии.
Читать далее...

Дворец Контакузино
Дворец Кантакузино

Архитектурная жемчужина - захватывающая дух. Дворец принца Георге Григоре
Читать далее...

Румынский Сфинкс в национальном парке Бучеджи.
Место силы

Горы Бучеджи представляют зону с высоким энергетическим зарядом в Румынии.
Читать далее...

саксонская церковь в Вискри
Село Вискри

Село Вискри - эмблема саксонской цивилизации Трансильвании.
Читать далее...

Монастырь Снагов на острове
Монастырь Снагов

Фрески монастыря одни из самых крупных ансамблей румынской церковной живописи.Читать далее...

Церковь Святого Николая
Церковь Святого Николая

Уникальная действующая «русская» церковь в городе Рознове, жудеце Нямц
Читать далее...

Дворец Могошоайя
Дворец Могошоайя

Это одна из самых красивых и хорошо сохранившихся резиденций валашского господаря Читать далее...

Замок графа Дракулы
Замок графа Дракулы

По легенде, каменное основание замка было заложено рыцарем тевтонского ордена в 13 веке Читать далее...

Монастырь Воронец
Монастырь Воронец

Монастырь был назван специалистами « Сикстинской капеллой севера Румынии» Читать далее...

Дворец Пелеш
Дворец Пелеш

Заказчиком дворца был первый румынский король – Кароль 1 из династии Гогенцоллерн Зигмаринген, Читать далее...

Куртя де Арджеш
Куртя де Арджеш

Монастырь Куртя де Ардеш – одно из чудес света. Наружные стены церкви
Читать далее...

Крепость Влада Цепеша
Крепость Влада Цепеша

На высоте 850м, окруженная обрывистыми склонами возвышается крепость Поенарь Читать далее...

Крепость Оратя
Крепость Оратя

Крепость и сегодня все еще напоминает о себе, о своей бурной истории.
Читать далее...

Замок Корвинов
Замок Корвинов

Хунедоара (замок Корвинов) – один из важнейших памятников средневековья
Читать далее...

Бухарест
Бухарест

Одной из главных достопримечательностей Бухареста является Дворец Парламента, Читать далее...

Соляная шахта Турда
Соляная шахта Турда

Путешествие в центр Земли, эскурсия в удивительный подземный мир
Читать далее...

каньен 7 лестниц
Загадки каньёна 7 лестниц

История каньона насчитывает миллионы лет... Легенды гласят
Читать далее...